ПУЭ РК — 2.13. Воздушные линии электропередачи напряжением до 1 кВ
Глава 13. Воздушные линии электропередачи напряжением до 1 кВ
Параграф 1. Область применения
612. Настоящая глава распространяется на воздушные линии электропередачи переменного тока напряжением до 1 кВ, выполняемые с применением изолированных или неизолированных проводов.
Дополнительные требования к ВЛ до 1 кВ приведены в главах 14 и 31 настоящих Правил.
Кабельные вставки в линию и кабельные ответвления от линии должны выполняться в соответствии с требованиями главы 12 настоящих Правил.
Параграф 2. Общие требования
613. Механический расчет элементов ВЛ должен производиться по методике, изложенной в главе 14 настоящих Правил.
614. ВЛ должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входов в здания и въездов во дворы и не затрудняли движения транспорта и пешеходов. В местах, где имеется опасность наезда транспорта (у въездов во дворы, вблизи съездов с дорог, при пересечении дорог), опоры должны быть защищены от наезда.
615. На опорах ВЛ на высоте 2,2–3 м от земли должны быть установлены (нанесены) порядковый номер и год установки опоры, плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), а через 250 м по магистрали ВЛ – ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ.
616. При прохождении ВЛ по лесным массивам и зеленым насаждениям, применяются СИП, для которых не требуется вырубка просеки. При этом, расстояние от проводов до деревьев и кустов при наибольшей стреле провеса СИП и наибольшем их отклонении должно быть не менее 0,3 м.
В случае использования неизолированных проводов вырубка просеки не обязательна. При этом, расстояние от проводов при наибольшей стреле их провеса или наибольшем отклонении до деревьев, кустов и прочей растительности должно быть не менее 1 м.
617. Металлические конструкции, бандажи на опорах ВЛ должны быть защищены от коррозии.
618. Все элементы воздушной линии электропередачи напряжением до 1 кВ не должны терять свою работоспособность в течение всего срока службы.
Параграф 3. Расчетные климатические условия
619. Климатические условия для расчета ВЛ до 1 кВ в нормальном режиме должны приниматься такими же, как и для питающих их ВЛ 10 кВ, для повторяемости расчетных климатических условий 1 раз в 10 лет.
620. Для ВЛ, сооружаемых в местах, защищенных от воздействия поперечных ветров (населенные пункты со сплошной застройкой, лесные массивы и садово-парковые насаждения со средней высотой зданий или деревьев не менее 2/3 высоты опор ВЛ, горные долины, ущелья), значения нормативного ветрового давления принимаются сниженными на 40 %.
621. При расчете проводов на ветровые нагрузки направление ветра принимаются под углом 90 0 к оси трассы ВЛ.
При расчете опор принимается направление ветра, дающее наиболее невыгодное сочетание внешних сил, действующих на опору.
Параграф 4. Провода, арматура
622. Для вновь сооружаемых и реконструируемых ВЛ применяются самонесущие изолированные провода, расположенные на открытом воздухе и прикрепленные при помощи арматуры к опорам, руководствуясь пунктом 614 настоящих Правил.
623. По условиям механической прочности на ВЛ применяются неизолированные провода сечением алюминиевые – в районах с расчетной толщиной стенки гололеда 10 мм – не менее 25 мм 2 , в районах с толщиной стенки гололеда 15 мм и более – не менее 35 мм 2 , сталеалюминиевые и из алюминиевого сплава – не менее 25 мм 2 во всех климатических районах.
На воздушной линии до 1 кВ с изолированными проводами (далее – ВЛИ) применяются СИП сечением несущей нулевой жилы в районах с расчетной толщиной стенки гололеда 10 мм - не менее 35 мм 2 , в районах с толщиной стенки гололеда 15 мм и более – не менее 50 мм 2 .
624. При сооружении ВЛ в местах, где опытом эксплуатации установлено разрушение проводов от коррозии (побережья морей, соленых озер, промышленные районы и районы засоленных песков, прилегающие к ним районы II и III типов по загрязненности атмосферы, а также места, где на основании данных изысканий такое загрязнение возможно), применяются коррозионностойкие провода, либо СИП. На равнинной местности при отсутствии данных эксплуатации ширину прибрежной полосы, к которой относится указанное требование, принимается 5 км, а полосы выбросов химических предприятий – 1,5 км.
625. На одной ВЛ применяется не более двух сечений проводов.
Магистраль ВЛ, выполняются проводами одного сечения.
Сечение фазных проводов магистрали ВЛ принимается из расчета максимальной нагрузки и обеспечения механической прочности.
626. Для ответвлений от ВЛ к вводам в здания, применяются по условиям механической прочности изолированные провода, стойкие к воздействию условий окружающей среды, сечением не менее 6 мм 2 по меди и 16 мм 2 по алюминию.
627. Длина пролета ответвления от ВЛ к вводу в здание должна определяться расчетом в зависимости от прочности опоры, на которой выполняется ответвление, при этом, она не должна превышать 25 м. При длине пролета ответвления более 25 м предусматривается установка дополнительной промежуточной опоры.
Расчет должен выполняться в гололедном режиме для двух случаев:
1) направление ветра под углом 90 0 к оси ВЛ, провода ВЛ покрыты гололедом с толщиной стенки bэ , толщина стенки гололеда на проводах ответвления – bо = 0,5 bэ ;
2) направление ветра вдоль ВЛ (угол 00 ), толщина стенки гололеда на проводах ответвления – bо = bэ .
При этом, в обоих случаях учитывается редукция тяжения проводов ответвления при отклонении верха опоры.
628. Механический расчет проводов на прочность должен производиться по методу допускаемых напряжений. При этом, напряжение в проводах не должно превышать допустимых величин, приведенных в таблице 126 приложения 1 к настоящим Правилам, а расстояния от проводов до поверхности земли пересекаемых сооружений и заземленных элементов опор должны отвечать требованиям настоящей главы. При расчете используются физико-механические параметры проводов, приведенные в таблице 183, и данные завода-изготовителя.
629. Значения максимальных напряжений в проводах должны соответствовать прочности опор ВЛ анкерного типа и заделки их в грунте.
630. Расчетные усилия в поддерживающих и натяжных анкерных зажимах, узлах крепления и кронштейнах в нормальном режиме не должны превышать 40 % от их механической разрушающей нагрузки.
631. Крюки и штыри должны рассчитываться по методу разрушающих нагрузок с коэффициентом надежности 1,1.
632. Крепление неизолированных проводов к изоляторам и изолирующим траверсам на опорах ВЛ, за исключением опор для пересечений, должно быть одинарным. Крепление проводов к штыревым изоляторам на промежуточных опорах выполняется на шейке изолятора, с внутренней его стороны по отношению к стойке опоры, при помощи проволочной вязки или зажимов. Провода ответвлений от ВЛ к вводам должны иметь глухое крепление.
633. Соединение проводов в пролетах ВЛ производится при помощи соединительных зажимов, обеспечивающих механическую прочность не менее 90 % от разрывного усилия провода.
Соединения проводов из разных металлов или разных сечений должны выполняться только в петлях анкерных опор при помощи переходных зажимов или сваркой. Переходные зажимы и участки проводов, на которых установлены такие зажимы, не должны испытывать механических усилий от тяжения проводов.
В одном пролете допускается не более одного соединения на каждый провод.
В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями соединение проводов ВЛ не допускается.
Крепление, соединение СИП и присоединение к СИП следует производить следующим образом:
1) Крепление провода магистрали ВЛИ на промежуточных и угловых промежуточных опорах с помощью поддерживающих зажимов;
2) Крепление провода магистрали ВЛИ на опорах анкерного типа, а также концевое крепление проводов ответвления на опоре ВЛИ и на вводе – с помощью натяжных зажимов;
3) Соединение провода ВЛИ в пролете – с помощью специальных соединительных зажимов, в петлях опор анкерного типа допускается соединение неизолированного несущего провода с помощью плашечного зажима;
4) Соединение фазных проводов магистрали ВЛИ - с помощью соединительных зажимов имеющих изолирующее покрытие или защитную изолирующую оболочку;
5) Соединение проводов в пролете ответвления к вводу не допускается;
6) Соединение заземляющих проводников – с помощью плашечных зажимов;
7) Ответвительные зажимы следует применять в случаях ответвления от фазных жил, за исключением СИП со всеми несущими проводниками жгута, ответвление от несущей жилы.
Параграф 5. Расположение проводов на опорах
634. На опорах допускается любое расположение фазных проводов независимо от района климатических условий. Нулевой провод, располагается ниже фазных проводов. Провода наружного освещения, прокладываемые на опорах совместно с проводами ВЛ, располагаются, над нулевым проводом.
На двухцепных ВЛ в сетях с заземленной нейтралью каждая цепь должна иметь свой нулевой провод.
Изолированные провода наружного освещения, прокладываемые на опорах ВЛИ, могут размещаться выше или ниже СИП, а также быть скрученными в жгут СИП.
635. Устанавливаемые на опорах аппараты для подключения электроприемников должны размещаться на высоте 1,6–1,8 м от поверхности земли.
Устанавливаемые на опорах плавкие предохранители, а также защитные, секционирующие и другие устройства должны размещаться ниже проводов ВЛ.
636. Расстояния между проводами на опоре и в пролете по условиям их сближения в пролете при наибольшей стреле провеса 1,2 м должны быть не менее:
1) при вертикальном расположении проводов и расположении проводов с горизонтальным смещением не более 20 см – 60 см в районах с нормативной толщиной стенки гололеда до 15 мм и 90 см – в районах с нормативной толщиной стенки гололеда 20 мм и более;
2) при другом расположении проводов во всех районах по гололеду при скорости ветра при гололеде до 18 м/с – 40 см, при скорости более 18 м/с – 60 см.
637. Расстояние по вертикали между проводами разных фаз на опоре при ответвлении от ВЛ и при пересечениях разных ВЛ на общей опоре должно быть не менее 10 см. Расстояние между изоляторами ввода по их осям должно быть не менее 40 см.
638. Расстояние по горизонтали между проводами при спусках на опоре должно составлять не менее 15 см. Расстояние от проводов до стойки, траверсы или других элементов опоры должно быть не менее 5 см.
639. Совместная подвеска проводов ВЛ до 1 кВ и неизолированных проводов ВЛ до 10 кВ на общих опорах допускается при соблюдении следующих условий:
1) ВЛ до 1 кВ должны выполняться по расчетным климатическим условиям ВЛ до 10 кВ;
2) провода ВЛ до 10 кВ должны располагаться выше проводов ВЛ до 1 кВ;
3) провода ВЛ до 10 кВ, закрепляемые на штыревых изоляторах, должны иметь двойное крепление;
4) расстояние по вертикали между ближайшими проводами разных напряжений, расположенными на общей опоре, а также в середине пролета при температуре окружающего воздуха плюс 15 0 С без ветра, должно быть не менее 2 м.
640. При совместной подвеске на общих опорах СИП и неизолированных проводов ВЛ до 1 кВ расстояние по вертикали между ними на опоре и в пролете при температуре окружающего воздуха плюс 15 0 С без ветра должно быть не менее 0,4 м.
641. На ВЛ, по которым осуществляется питание отдельных потребителей с сосредоточенной нагрузкой, предусматривается подвеска семи проводов с расщеплением одной фазы на два провода, с общим нулевым проводом.
Параграф 6. Изоляция
642. Коэффициент надежности штыревых изоляторов должен быть не менее 2,5.
643. На ВЛ, независимо от материала опор, степени загрязнения атмосферы и интенсивности грозовой деятельности, применяются изоляторы либо траверсы из изоляционных материалов.
Выбор и расчет изоляторов и арматуры следует выполнять в соответствии с главой 14.
644. В местах ответвлений от ВЛ применяются многошейковые или дополнительные изоляторы.
Нулевые провода должны быть закреплены на изоляторах или изолирующих траверсах.
645. СИП крепится к опорам при помощи специальной арматуры без применения изоляторов.
Параграф 7. Заземление, защита от перенапряжений
646. На опорах ВЛ должны быть выполнены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления нулевого провода, защиты от атмосферных перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ, заземления защитных аппаратов.
Заземляющие устройства защиты от грозовых перенапряжений совмещается с повторным заземлением нулевого провода.
647. Металлические опоры, металлические конструкции и арматура железобетонных опор должны быть присоединены защитным проводником к нулевому проводу.
648. На железобетонных опорах нулевой провод присоединяется к заземляющему выпуску арматуры железобетонных стоек и подкосов опор.
649. На деревянных опорах ВЛ крюки и штыри не подлежат заземлению, за исключением опор, на которых выполнены повторные заземления нулевого провода и заземления для защиты от атмосферных перенапряжений.
650. Оттяжки опор ВЛ должны быть присоединены к заземляющему проводнику.
651. Крюки, штыри и арматура опор ВЛ напряжением до 1 кВ, ограничивающих пролет пересечения, а также опор, на которых производится совместная подвеска, должны быть заземлены. Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 30 Ом.
652. Защитные аппараты, устанавливаемые на опорах ВЛ для защиты от грозовых перенапряжений, должны быть присоединены к заземлителю отдельным спуском.
653. В населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой ВЛ, не экранированные промышленными дымовыми и другими трубами, высокими деревьями, зданиями, должны иметь заземляющие устройства, предназначенные для защиты от атмосферных перенапряжений. Сопротивление этих заземляющих устройств должно быть не более 30 Ом, а расстояние между ними – не более 200 м для районов с числом грозовых часов в году до 40 и 100 м для районов с числом грозовых часов в году более 40 согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Кроме того, заземляющие устройства должны быть выполнены:
1) на опорах с ответвлениями к вводам в помещения, в которых сосредотачивается большое количество людей (например, школы, ясли, больницы) или которые представляют большую хозяйственную ценность (животноводческие помещения, склады, мастерские);
2) на конечных опорах линий, имеющих ответвления к вводам, при этом, наибольшее расстояние от соседнего защитного заземления этих же линий должно быть не более 100 м – для районов с числом грозовых часов в году до 40 и 50 м – для районов с числом грозовых часов в году более 40 согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
654. Требования к заземляющим устройствам повторного заземления нулевого провода, а также выбор нулевых защитных и заземляющих проводников приведены в главе 7 настоящих Правил.
655. В качестве заземляющих проводников на опорах ВЛ, применяется круглая сталь диаметром не менее 6 мм, имеющая антикоррозийное покрытие.
656. Соединение заземляющих проводников между собой, присоединение их к верхним заземляющим выпускам стоек железобетонных опор, крюкам и кронштейнам, а также к заземляемым металлоконструкциям и заземляемому электрооборудованию, установленному на опорах ВЛ, должно выполняться сваркой или с помощью болтовых соединений.
Присоединение заземляющих проводников (спусков) к заземлителю в земле должно выполняться сваркой или с помощью болтовых соединений.
Параграф 8. Опоры
657. Опоры выполняются из различного конструкционного материала. Предпочтение отдается железобетону.
658. На ВЛ применяются следующие типы опор:
1) промежуточные опоры, устанавливаемые на прямых участках трассы ВЛ. Эти опоры в нормальных режимах работы не должны воспринимать усилий, направленных вдоль ВЛ;
2) анкерные опоры, устанавливаемые для ограничения анкерного пролета, а также в местах изменения количества, марок и сечений проводов ВЛ. Эти опоры должны воспринимать в нормальных режимах работы усилия от разности тяжения проводов, направленные вдоль ВЛ;
3) угловые опоры, устанавливаемые в местах изменения трассы ВЛ. Эти опоры при нормальных режимах работы должны воспринимать результирующую нагрузку от тяжения проводов смежных пролетов. Угловые опоры выполняются промежуточными и анкерного типа;
4) концевые опоры, устанавливаемые в начале и конце ВЛ, а также в местах, ограничивающих кабельные вставки. Они являются опорами анкерного типа и должны воспринимать в нормальных режимах работы ВЛ одностороннее тяжение всех проводов;
5) ответвительные опоры, на которых выполняются ответвления от ВЛ;
6) перекрестные опоры, на которых выполняется пересечение ВЛ двух направлений.
Ответвительные и перекрестные опоры могут быть всех указанных выше типов.
Для пересечения ВЛ с инженерными сооружениями применяются повышенные опоры всех типов.
659. Конструкции опор должны обеспечивать возможность установки:
1) светильников уличного освещения всех типов;
2) концевых кабельных муфт;
3) защитных аппаратов;
4) секционирующих и коммутационных аппаратов;
5) шкафов и щитков для подключения электроприемников.
Все типы опор должны предусматривать возможность установки светильников как выше, так и ниже подвешиваемых на опоре проводов.
660. Опоры независимо от их типа могут быть свободностоящими, с подкосами или оттяжками.
Оттяжки опор прикрепляются к анкерам, установленным в земле, или к каменным, кирпичным, железобетонным и металлическим элементам зданий и сооружений. Они могут быть многопроволочными или из круглой стали. Сечение оттяжек определяется расчетом.
Сечение однопроволочных стальных оттяжек должно быть не менее 25 мм 2 .
661. Опоры должны рассчитываться по первому и второму предельному состоянию для нормального режима работы ВЛ на климатические нагрузки и их сочетания по пунктам 619 и 620 настоящих Правил.
Промежуточные опоры должны быть рассчитаны на следующие сочетания нагрузок:
1) на одновременное воздействие поперечной ветровой нагрузки на провода, свободные или покрытые гололедом, и на конструкцию опоры, а также нагрузки от тяжения проводов ответвлений к вводам, свободных или частично покрытых гололедом по пункту 627 настоящих Правил;
2) на нагрузку от тяжения проводов ответвлений к вводам, покрытых гололедом, при этом, допускается учет отклонения опоры под действием нагрузки;
3) на условную расчетную нагрузку, равную 1,5 кН, приложенную к вершине опоры и направленную вдоль оси ВЛ.
Угловые опоры (промежуточные и анкерные) должны быть рассчитаны на результирующую нагрузку на провода и конструкцию опоры от тяжения проводов и давления ветра при гололеде и без гололеда, направленную по биссектрисе внутреннего угла поворота трассы ВЛ.
Анкерные опоры должны быть рассчитаны на разность тяжения проводов смежных пролетов и поперечную нагрузку от давления ветра при гололеде и без гололеда на провода и конструкцию опоры. За наименьшее значение разности тяжения принимается 50 % наибольшего значения одностороннего тяжения всех проводов.
Концевые опоры должны быть рассчитаны на одностороннее тяжение всех проводов.
Ответвительные опоры рассчитываются на результирующую нагрузку от тяжения всех проводов.
662. Отклонение вершины анкерной опоры с учетом поворота в грунте должно быть не более 1 /30 Н, где Н – высота опоры ВЛ.
Угол поворота одностоечных опор в грунте должен быть не более 0,02 рад.
Проверка отклонения вершины опоры, углов поворота опор в грунте, раскрытия и образования трещин на железобетонных стойках опор ВЛ производится на нормативные нагрузки.
663. Для изготовления деталей деревянных опор ВЛ применяются лесоматериалы хвойных пород (ель, сосна, пихта, лиственница) не ниже третьего сорта, пропитанные антисептиками заводским способом.
Качество пропитки деревянных деталей опор должно соответствовать требованиям ГОСТ 20022.6 «Защита древесины. Способы пропитки». Допускается применение непропитанной лиственницы. Конусность бревна от комля к верхнему отрубу (сбег бревна) при расчетах принимаются равной 8 мм на 1 м длины.
664. Для основных рассчитываемых элементов опор (стойки, приставки, траверсы, подкосы) диаметр бревна в верхнем отрубе должен быть не менее 16 см. Для остальных элементов опор, а также для опор, устанавливаемых у зданий на ответвлениях к вводам, диаметр бревна в верхнем отрубе должен быть не менее 12 см.
665. Приставки к деревянным опорам, должны быть изготовлены из предварительно напряженного железобетона. Сочленение приставки с опорой должно осуществляться с помощью хомута.
666. Размеры заглубления и способы закрепления опор должны определяться в зависимости от их высоты, количества и сечения укрепляемых на опоре проводов, грунтовых условий, а также от метода производства земляных работ.
667. При установке опор на затапливаемых участках трассы, где возможны размывы грунта или воздействие ледохода, опоры должны быть укреплены (замощение, устройство банкеток, установка ледорезов).
Параграф 9. Габариты, пересечения и сближения
668. Наименьшие расстояния (габариты) от проводов ВЛ до поверхности земли или воды, а также до различных сооружений при прохождении ВЛ над ними определяются:
1) при высшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током и отсутствии ветра;
2) при расчетной толщине стенки гололеда bэ , температуре минус 50 С и отсутствии ветра.
669. Расстояние от проводов ВЛ в населенной и ненаселенной местности при наибольшей стреле провеса проводов до поверхности земли и проезжей части улиц должно быть не менее 6 м.
Расстояние от проводов ВЛ до земли при наибольшей стреле провеса может быть уменьшено в труднодоступной местности до 3,5 м и в недоступной местности (склоны гор, скалы, утесы) до 1 м.
При пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от ВЛ к вводам расстояние от проводов до земли, тротуаров и пешеходных дорожек при наибольшей стреле провеса допускается уменьшить до 3,5 м. Расстояние до земли от проводов на изоляторах ввода в здание допускается не менее 2,75 м.
При невозможности соблюдения указанного расстояния должна быть установлена дополнительная опора или конструкция на здании.
670. Расстояние по горизонтали от проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до зданий, строений и сооружений должно быть не менее:
1) 1,5 м – до балконов, террас и окон;
2) 1 м – до глухих стен.
Прохождение ВЛ с неизолированными проводами над зданиями, строениями и сооружениями не допускается, за исключением ответвлений от ВЛ к вводам в здания.
671. Расстояния по горизонтали от подземных частей опор или заземляющих устройств ВЛ до подземных кабелей, трубопроводов и наземных колонок различного назначения должны быть не менее приведенных в таблице 127 приложения 1 к настоящим Правилам.
672. Пересечение ВЛ с судоходными реками не допускается. При пересечении несудоходных и замерзающих небольших рек, каналов расстояние от проводов ВЛ до наивысшего уровня воды должно быть не менее 2 м, а до льда – не менее 6 м.
673. При пересечении ВЛ с различными сооружениями, а также с улицами и площадями городов, поселков и других населенных пунктов угол пересечения не нормируется.
674. Пересечения ВЛ напряжением до 1 кВ с ВЛ выше 1 кВ, сближения их при параллельном следовании, а также совместная подвеска их проводов на общих опорах ВЛ должны выполняться с соблюдением требований, приведенных в главе 14 настоящих Правил.
675. Пересечение ВЛ до 1 кВ между собой выполняется на перекрестных опорах. В местах пересечения ВЛ применяются анкерные и промежуточные опоры.
При пересечении ВЛ в пролете место пересечения выбирается ближе к опоре верхней пересекающей ВЛ. В этом случае расстояние по горизонтали между опорами пересекающей и проводами пересекаемой ВЛ должно быть не менее 2 м, а расстояние по вертикали между ближайшими проводами пересекающихся ВЛ при температуре окружающего воздуха плюс 10 С без ветра должно быть не менее 1 м.
676. При параллельном прохождении и сближении ВЛ до 1 кВ и ВЛ выше 1 кВ расстояния между ними по горизонтали должны быть не менее указанных в главе 14 настоящих Правил.
677. Пересечение ВЛ с линиями связи и сигнализации (ЛС) и линиями проводного вещания (далее – ПВ) может быть выполнено по одному из следующих вариантов:
1) неизолированными проводами ВЛ и изолированными проводами ЛС (ПВ);
2) неизолированными проводами ВЛ и подземным или подвесным кабелем ЛС (ПВ);
3) неизолированными проводами ВЛ с повышенной механической прочностью и неизолированными проводами ЛС (ПВ);
4) изолированными проводами ВЛ и неизолированными проводами ЛС (ПВ);
5) подземной кабельной вставкой в ВЛ и неизолированными проводами ЛС (ПВ).
678. Угол пересечения ВЛ с ЛС (ПВ) должен быть по возможности близок к 90 0 . Для стесненных условий угол пересечения не нормируется.
679. Расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов или подвесных кабелей ЛС (ПВ) в пролетах пересечения при наибольшей стреле провеса должен быть не менее:
1) при высшей температуре воздуха без учета нагревания проводов ВЛ электрическим током – 1,25 м;
2) при расчетной толщине стенки гололеда bэ и температуре воздуха минус 50 С – 1 м.
При пересечении проводов ВЛ с проводами или подвесным кабелем ПВ на общей опоре расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 1,5 м. При расположении проводов или подвесных кабелей ПВ на кронштейнах это расстояние принимается от провода ВЛ, расположенного на той же стороне опоры ВЛ, на которой находятся провода или подвесные кабели ПВ.
Место пересечения проводов ВЛ с проводами или подвесными кабелями ЛС (ПВ) в пролете должно находиться по возможности ближе к опоре ВЛ, но не менее 2 м от нее.
680. При пересечении неизолированных проводов ВЛ с изолированными проводами ЛС (ПВ) должны соблюдаться следующие требования:
1) пересечение проводов ВЛ с проводами ЛС, а также проводами ПВ напряжением выше 360 В, должно выполняться только в пролете. Пересечение проводов ВЛ с проводами ПВ напряжением до 360 В может выполняться как в пролете, так и на общей опоре;
2) опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения с ЛС магистральных и внутризоновых сетей связи и с соединительными линиями сельской телефонной связи (СТС), а также ПВ напряжением выше 360 В, должны быть анкерного типа. При пересечении всех остальных ЛС и ПВ допускаются опоры ВЛ промежуточного типа, усиленные дополнительной приставкой или подкосом;
3) провода ВЛ должны располагаться над проводами ЛС (ПВ). На опорах, ограничивающих пролет пересечения, провода ВЛ должны иметь двойное крепление. В исключительных случаях провода ВЛ 380/220 В и ниже допускается располагать под проводами ЛС (ПВ). При этом, провода ЛС (ПВ) на стойках, ограничивающих пролет пересечения, должны иметь двойное крепление;
4) соединение проводов ВЛ, а также проводов ЛС (ПВ) в пролетах пересечения не допускается. Провода ВЛ должны быть многопроволочными с сечением не менее 35 мм 2 для алюминиевых проводов и 25 мм 2 для проводов из алюминиевых сплавов и сталеалюминевых проводов;
5) на опорах ЛС (ПВ), ограничивающих пролет пересечения с ВЛ напряжением до 1 кВ, должны устанавливаться молниеотводы с разрывом 50 мм в спуске. На опорах с железобетонными приставками разрыв в спуске выполняется на деревянной части опоры и располагать на 10–15 см выше приставки. Закрывать спуск деревянной рейкой не требуется.
681. При пересечении неизолированных проводов ВЛ с подземным или подвесным кабелем ЛС (ПВ) должны выполняться следующие требования:
1) при выборе трасс кабелей ЛС и ПВ расстояние от них до ближайшей опоры должно приниматься максимально большим.
Расстояние от подземных кабелей ЛС (ПВ) до заземлителя или подземной части железобетонной или металлической опоры ВЛ в населенной местности должно быть не менее 3 м.
Расстояние от подземных кабелей ЛС (ПВ) до подземной части деревянной опоры ВЛ, не имеющей заземляющего устройства, в населенной местности должно быть не менее 2 м. В стесненных условиях это расстояние может быть менее 2 м, но не менее 1 м, при этом, кабель должен быть проложен в стальной трубе либо покрыт швеллером или угловой сталью по длине в обе стороны от опоры на расстояние не менее 3 м. В ненаселенной местности расстояние от подземного кабеля ЛС (ПВ) до подземной части или заземлителя опоры ВЛ должно быть не менее значений, приведенных в таблице 128 приложения 1 к настоящим Правилам;
2) провода ВЛ должны располагаться над подвесным кабелем ЛС (ПВ);
3) соединение проводов ВЛ в пролете пересечения с подвесным кабелем ЛС (ПВ) не допускается. Провода ВЛ в пролете пересечения с подвесным кабелем ЛС (ПВ) должны быть многопроволочными сечением не менее 35 мм 2 для алюминиевых и 25 мм 2 – для сталеалюминиевых проводов;
4) металлическая оболочка подвесного кабеля и трос, на котором подвешен кабель, должны быть заземлены на опорах, ограничивающих пролет пересечения, при этом, сопротивление заземления не должно превышать 10 Ом;
5) расстояние по горизонтали от основания кабельной опоры ЛС (ПВ) до проекции ближайшего провода ВЛ на горизонтальную плоскость должно быть не менее высоты опоры ВЛ.
682. Вариант пересечения ВЛ с ЛС (ПВ), оговоренный в настоящем параграфе, применяется, если:
1) применение кабельной вставки в ЛС приведет к необходимости установки дополнительного и переноса ранее установленного усилительного пункта ЛС;
2) при применении кабельной вставки в ПВ суммарная длина кабельных вставок в ПВ превышает допустимые значения.
683. При пересечении неизолированных проводов ВЛ с неизолированными проводами ЛС (ПВ) должны соблюдаться следующие требования:
1) пересечение проводов ВЛ с проводами ЛС, а также проводами ПВ должно выполняться только в пролете. Пересечение проводов ВЛ с абонентскими и фидерными линиями ПВ напряжением между проводами до 360 В допускается выполнять на опорах ВЛ;
2) опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерного типа;
3) провода ВЛ должны располагаться над проводами ЛС (ПВ). На опорах, ограничивающих пролет пересечения, провода ВЛ должны иметь двойное крепление. Провода ВЛ напряжением 380/220 В и ниже допускается располагать под проводами стоечных линий ПВ и ГТС. При этом, провода линий ПВ и ГТС, ограничивающих пролет пересечения, на стойках должны иметь двойное крепление;
4) соединение проводов ВЛ, а также проводов ЛС (П3) в пролетах пересечения не допускается. Провода ВЛ должны быть многопроволочными сечением не менее 35 мм 2 для алюминиевых и 25 мм 2 для сталеалюминиевых проводов;
5) на опорах ЛС (ПВ), ограничивающих пролет пересечения, устанавливаются молниеотводы.
684. При пересечении изолированных проводов ВЛ с неизолированными проводами ЛС (ПВ) должны соблюдаться следующие требования:
1) пересечение проводов ВЛ с проводами ЛС должно выполняться только в пролете. Пересечение проводов ВЛ с проводами ПВ может выполняться как в пролете, так и на общей опоре;
2) опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения с ЛС магистральных и внутризоновых сетей связи и с соединительными линиями СТС, должны быть анкерного типа. При пересечении всех остальных ЛС (ПВ) на ВЛ допускается применение промежуточных опор, усиленных дополнительной приставкой или подкосом;
3) провода ВЛ на участке пересечения должны иметь атмосферостойкую изоляцию с испытательным напряжением не менее 2 кВ и коэффициент запаса прочности на растяжение при наихудших метеорологических условиях данной местности не менее 2,5;
4) провода ВЛ должны располагаться над проводами ЛС (ПВ). На опорах, ограничивающих пролет пересечения, провода или несущие их тросы ВЛ должны иметь двойное крепление или глухую вязку. Провода ВЛ напряжением 380/220 В и ниже допускается располагать под проводами стоечных ПВ. При этом, провода ПВ на опорах, ограничивающих пролет пересечения, должны иметь двойное крепление;
5) соединение проводов ВЛ, а также проводов ЛС (ПВ) в пролетах пересечения не допускается;
6) на опорах ЛС и ПВ, ограничивающих пролет пересечения, должны устанавливаться молниеотводы.
685. При пересечении подземной кабельной вставки в ВЛ с неизолированными проводами ЛС (ПВ) должны соблюдаться следующие требования:
1) расстояние от подземной кабельной вставки ВЛ до опоры ЛС (ПВ) и ее заземлителя должно быть не менее 1 м, а при прокладке кабеля в изолирующей трубе – не менее 0,5 м;
2) расстояние по горизонтали от основания кабельной опоры ВЛ до проекции ближайшего провода ЛС (ПВ) на горизонтальную плоскость должно быть не менее высоты опоры ЛС (ПВ).
686. При сближении ВЛ с воздушными ЛС (ПВ) расстояние по горизонтали между крайними проводами этих линий должно быть не менее 2 м, а в стесненных условиях – не менее 1,5 м. Во всех остальных случаях расстояние между линиями должно быть не менее высоты самой высокой опоры ВЛ, ЛС и ПВ.
При сближении ВЛ с подземными или подвесными кабелями ЛС (ПВ) расстояние между ними должно быть не менее указанных в подпунктах 1) и 4) пункта 682 настоящих Правил.
687. Сближение ВЛ с антенными сооружениями передающих радиоцентров, приемными радиоцентрами, выделенными приемными пунктами радиофикации и местных радиоузлов не нормируется.
688. Расстояние по горизонтали между проводами ВЛ и проводами ЛС (ПВ), телевизионными кабелями и спусками от радиоантенн на вводах должно быть не менее 1,5 м. При этом, провода от опоры ВЛ до ввода и провода ввода ВЛ в здание не должны пересекаться с проводами ответвлений от ЛС (ПВ) к вводам и должны располагаться не ниже проводов ЛС (ПВ).
689. Совместная подвеска на общих опорах вновь сооружаемых ВЛ неизолированных проводов ВЛ и ЛС, ВЛ и ПВ не допускается.
На реконструируемых и сооружаемых взамен пришедших в негодность ВЛ с ранее подвешенными на общих опорах неизолированными проводами ПВ допускается совместная подвеска проводов ВЛ и изолированных проводов ПВ.
При этом, должны соблюдаться следующие условия:
1) номинальное напряжение ВЛ должно быть не более 380/220 В;
2) номинальное напряжение между проводами ПВ должно быть не более 360 В;
3) расстояние от нижних проводов ПВ до земли, между цепями ПВ и их проводами;
4) провода ВЛ должны располагаться над проводами ПВ при этом, расстояние на опоре по вертикали от нижнего провода ВЛ до верхнего провода ПВ, независимо от их взаимного расположения, должно быть не менее 1,5 м, а в пролете – не менее 1,25 м при расположении проводов ПВ на кронштейнах это расстояние принимается от нижнего провода ВЛ, расположенного на той же стороне, что и провода ПВ.
690. Допускается совместная подвеска на общих опорах изолированных проводов ВЛ (СИП) напряжением не более 380/220 В с неизолированными или изолированными проводами или кабелями ЛС и неметаллическими самонесущими волоконно-оптическими кабелями связи (ОКСН) при соблюдении специально оговоренных и согласованных условий, а также требований пункта 679 настоящих Правил для изолированных проводов ПВ.
691. При пересечении и параллельном следовании ВЛ с железными дорогами, а также автомобильными дорогами категорий I и II должны выполняться требования, изложенные в главе 14 настоящих Правил.
Пересечения выполняются также при помощи кабельной вставки в ВЛ.
Выбор варианта пересечения должен производиться на основании технико-экономических расчетов.
При пересечении ВЛ с автомобильными дорогами категорий III–V расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проезжей части дорог при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 6 м. Требования, предъявляемые в этих условиях к воздушным сетям наружного освещения населенных пунктов и территорий промышленных предприятий, приведены в главе 38 настоящих Правил.
692. При пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами расстояние от проводов ВЛ до дорожных знаков и их несущих тросов должно быть не менее 1 м. Несущие тросы в местах пересечения с ВЛ должны быть заземлены с сопротивлением заземляющего устройства не более 10 Ом.
693. При пересечении и сближении ВЛ с контактными проводами и несущими тросами трамвайных и троллейбусных линий должны быть выполнены следующие требования:
1) ВЛ располагаются вне зоны, занятой сооружениями контактных сетей, включая опоры. В этой зоне опоры ВЛ должны быть анкерного типа, а неизолированные провода должны иметь двойное крепление;
2) провода ВЛ должны быть расположены над несущими тросами контактных проводов. Провода ВЛ должны быть многопроволочными с сечением не менее алюминиевые – 35 мм 2 , сталеалюминиевые – 25 мм 2 . Соединение проводов ВЛ в пролетах пересечений не допускается;
3) расстояние от проводов ВЛ при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 8 м до головки рельса трамвайной линии и 10,5 м до проезжей части улицы в зоне прохождения троллейбусной линии. При этом, во всех случаях расстояние от проводов ВЛ до несущего троса или контактного провода должно быть не менее 1,5 м. В зоне расположения контактных сетей опоры ВЛ должны быть анкерного типа, а крепление проводов – двойное;
4) пересечение ВЛ с контактными проводами в местах расположения поперечин не допускается;
5) совместная подвеска на опорах троллейбусных линий контактных проводов и проводов ВЛ напряжением не более 380 В допускается при соблюдении следующих условий, опоры троллейбусных линий должны иметь механическую прочность, достаточную для подвески проводов ВЛ, расстояние между проводами ВЛ и кронштейном или устройством крепления несущего троса контактных проводов должно быть не менее 1,5 м.
Требования настоящего параграфа не распространяются на линии уличного освещения.
694. При пересечении и сближении ВЛ с канатными дорогами и надземными металлическими трубопроводами должны быть выполнены следующие требования:
1) ВЛ должна проходить под канатной дорогой, прохождение ВЛ над канатной дорогой не допускается;
2) канатные дороги должны иметь снизу мостки или сетки для ограждения проводов ВЛ;
3) при прохождении ВЛ под канатной дорогой или под трубопроводом провода ВЛ при наименьшей стреле провеса должны находиться от них на расстоянии до мостков или ограждающих сеток канатной дороги или до трубопровода – не менее 1 м при наибольшей стреле провеса и наибольшем отклонении проводов до элементов канатной дороги или до трубопровода – не менее 1 м;
4) при пересечении ВЛ с трубопроводом, расположенным под ВЛ, расстояние от проводов ВЛ до элементов трубопроводов при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 1 м.